Научные достижения 2019

Интернет ресурс nature.com опубликовал наиболее значимые научные достижения в 2019г., The science news events that shaped 2019 (Научные новости, которые сформировали 2019)

«Год, отмеченный климатическими потрясениями, политической неопределенностью и дебатами по поводу этики редактирования генов человеческих эмбрионов, оказался непростым для науки. Но исследователи также отметили несколько захватывающих новинок - квантовый компьютер, который может превзойти своих классических коллег, фотографию черной дыры и образцы, собранные с астероида».

Среди биомедицинских научных достижений в 2019г, авторы отметили нижеследующие.

Тестирования биологических и этических ограничений в лабораториях мира. Так американские исследователи восстановили мозг свиней через четыре часа после того, как их головы были отрублены, закачивая жидкость имитирующую кровь. Било показано, что мозг активно потребляет глюкозу и проявляет метаболическую активность. Однако, в силу этических соображений, исследователи не пытались восстановить сознание - они добавили химические вещества, чтобы остановить запуск нейронов до начала экспериментов. В другом эксперименте ученые выращивали эмбрионы обезьян в чашке (вне тела) в течение почти трех недель - дольше, чем когда-либо выращивались эмбрионы приматов в лаборатории. Эти эксперименты поднимают вопрос о том, следует ли разрешить эмбрионам, выращенным в лабораторных условиях, развиваться после 14 дней - ограничение, наложенное в большинстве стран. В сентябре американская исследовательская группа предоставила возможность обойти 14-дневный лимит путем выращивания человеческого эмбриона из стволовых клеток. «Искусственный эмбрион», казалось, имитировал раннее развитие настоящего человеческого эмбриона. Продолжаются дебаты по этической стороне - Можно ли допускать выращивать искусственные эмбрионы до более поздних стадий?

Япония продолжала доминировать в клиническом использовании индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (взрослых клеток, которые перепрограммированы в эмбрионо-подобное состояние- iPS). В сентябре японская группа использовала эти стволовые клетки для изготовления тканевых листов клеток роговицы, которые планировалось пересадить женщине с ухудшением зрения. В последнее десятилетие японские врачи использовали клетки iPS для лечения болезни Паркинсона и заболеваний глаз, и в этом году группе было предоставлено разрешение на использование таких стволовых клеток в качестве терапии для повреждения спинного мозга. Тем не менее, пока не ясна эффективность и безопасность такого лечения.

В 2019 году мир активно обсуждал этическую сторону и безопасность объявления о том, что китайский ученый Хе Цзянькуй провел первое в мире генное редактирование двух детей. Целью такого редактирования было придать девочкам-близнецам устойчивость к вирусу. Он использовал систему CRISPR-Cas9 для изменения гена CCR5, кодирующий белок, который использует вирус иммунного дефицита человека (ВИЧ) для проникновения в клетки организма. В Министерство здравоохранения Китая выпустило проект постановления, который включает наказания для тех, кто нарушает правила редактирования генов у людей. Консультативный комитет Всемирной организации здравоохранения призвал к созданию глобального реестра исследований по редактированию генов человека и выступил против клинического использования наследственного редактирования генов у людей.

В 2019г удалось провести первое крупное контролируемое испытание четырех экспериментальных препаратов против Эболы. Эти испытание показали возможность излечения в 90% на ранних стадиях заболевания. Работники здравоохранения Демократической Республики Конго передали более 256 000 человеко-доз новой вакцины против Эболы, производимой фармацевтической компанией Merck. В ноябре вакцина стала первой в мире, получившей одобрение медицинского агентства.

В Соединенных Штатах в результате вспышки патологии легких у пользователей электронных сигарет погибли более 50 человек и госпитализированы более 2000 человек. Поиски возможных механизмов и факторов продолжаются.

А в марте 2019г человек с ВИЧ (чья личность не была раскрыта) был объявлен свободным от вируса после того, как трансплантат стволовых клеток индуцировал замену лейкоцитов на версии с устойчивостью к ВИЧ. Это второй пациент, успешно прошедший лечение с использованием этого метода.

Источник: Nature 576, 350-353 (2019) doi: 10.1038/d41586-019-03838-0